вторник, 30 сентября 2014 г.

Осенний Байкал.Часть вторая: Ольхон

Погуляв по Листвянке три дня, на четвёртый  мы выехали в сторону о. Ольхона. В этот день в дороге мы провели в общей сложности часов пять. С небольшими перерывами, конечно. Но редкий случай, когда дорога не напрягала. За это спасибо Михаилу, вёз он нас очень аккуратно и быстро. Да и дорога что от Листвянки до Иркутска, что от Иркутска до парома на Ольхон была очень живописна. Самое время было умолкнуть и любоваться. Иногда (вру, довольно часто, на самом деле) хотелось попросить Михаила остановить машину и залипнуть с фотоаппаратом у дороги.
...
Но делать этого мы не стали. Во-первых, иногда здорово просто ехать и любоваться видами, не думая, как это будет смотреться через объектив. Во-вторых, подобное желание возникало в крайне неудачных местах (на повороте, на подъёме). В-третьих, осознание того, что там можно было бы очень классный кадр сделать приходит именно в прошедшем времени, когда уже место проехали. В дороге мысли текут как-то очень плавно, вместе с дорогой что ль, и останавливаться не хотят. Но дорога от Иркутска до Ольхона - просто потрясающая. Там и осенние цвета, и дорога, уходящая в небо (как бы банально это не звучало), и скорость, с которой мы ехали. Всё это захватывает, очень сильно. Правда.

Недалеко от пос. Еланцы мы остановились у памятника Летящему Орлу - покровителю просторов Танжеран и Ольхона, красивый вышел Птиц :)

Вот такой Орёл.
везде навязывают ленточки.. но тут - к месту

Итак, чем нам запомнился Ольхон?

В первую очередь, очень он нам запомнился людьми, с которыми мы там встретились. Уже писала благодарность нашим организаторам тура за это, но повторюсь: спасибо им огромное :) Около парома, на Ольхоне нас встретил Сергей, рассказывал об Ольхоне по дороге, показывал куда нужно кидать монетки, чтобы духи острова были довольны :)
Жили мы на замечательной базе "Ольхонские терема", где встретили Алёну, хозяйку базы. Летний сезон закончился, поэтому основные потоки туристов уже схлынули. На базе гостей, кроме нас, не было (если не считать постояльцев, которые заехали всего на одну ночь). Алёна нас очень тепло встретила, волновалась, чтобы мы хорошо ели, подкармливала нас вареньем из шишек для поддержания иммунитета, в общем очень хорошо нам там жилось, почти как дома.
Первое знакомство с о. Ольхон у нас состоялось в компании Марины, она рассказала нам легенды острова, его историю: о заселении, о рыб.заводе, о жизни на острове во время войны, о жизни сейчас. Что меня всегда печалит после встречи с людьми, которые очень много знают и могут много рассказать, так это то, что память у меня дырявая и диктофона нет и нельзя записать всё, что они рассказывают. Ведь пока дойдёшь до дома, уже успеешь что-то забыть и перепутать. Обидно.
Во время экскурсии на мыс Хобой мы познакомились с Андреем - замечательным рассказчиком, водителем и очень позитивным человеком.
Спасибо этим людям за то, что сделали наше пребывание на острове поистине замечательным.

Что ещё запомнилось:

1. Мыс Бурхан (скала Шаманка)
Одна из девяти святынь Азии. Есть несколько легенд про Шаманку, их можно почитать вот здесь, например. По одной из легенд скала Шаманка является местом отдыха для Хана Хутэ-бабаая,  одного из 13 небожителей, которые спустились на землю, чтобы участвовать в делах людей.
Скала Шаманка является святым местом и для шаманистов, и для буддистов: сюда съезжаются шаманы и ламы всего Прибайкалья для священнодействий и молебнов. С 1990х годов здесь снова начали проводить тайлаганы - ритуальные шаманские праздники.
Сейчас мыс имеет статус государственного природного и исторического памятника.
Ритуальные сэрге.
скала Шаманка
вид на пляж Сарайского залива
те же сэрге
Вода абсолютно чистая..
около Шаманки. Каменная морская свинка :)
Вид на Хужир.

2. Мыс Хобой. Один день мы полностью потратили на экскурсию на мыс Хобой. Во время этой экскурсии мы и познакомились с Андреем, который возил нас по дорогам Ольхона, рассказывал интересные факты и весёлые байки, терпеливо ждал пока народ нагуляется/нафотографируется на остановках. Остановки делались в очень красивых (хотя сомневаюсь, что можно найти некрасивые места на Ольхоне) местах:

2.1. Мыс Будун. Около берега видно как ветер перемешывает воды Байкала с песком. Рядом - остров, похожий на крокодила. Местные его так и называют. Ветер, кстати, на Ольхоне задувает не слабый. Безветренной погоды мы там особо и не застали. Спасали ветровки. В этот день, по словам Андрея, сарма только-только начинал задувать, потому был "слабый ещё" О.о
Про байкальские ветра кошмариков он рассказал не мало и, не смотря на шутливый тон, думаю рассказы вполне правдивые.
крокодильчик
вид с мыса Будун.
 2.2. Песчаная бухта. Деревня Песчаная. Деревня практически заброшенная.
Разрушенный пирс около деревни
В тёплое время года, думаю, тут здорово загорать-отдыхать.
вот такие там домики.
 2.3. Мыс Саган-Хушун, в переводе с бурятского "Белый мыс" - беломраморный скальный массив.
Вид с мыса в сторону мыса Дамнурий
....
и опять: вода прозрачнейшая..
 2.4. Смотровая площадка и мыс Хобой собственной персоной. Остановка - на смотровой площадке. Там Андрей остался для приготовления обеда, а нас отправил на прогулку до мыса (чтобы и на виды полюбовались, и ему не мешались, обед готовить).
со смотровой площадки
деревья там, кстати, очень красивые, даже сухие
по дороге на мыс Хобой открываются потрясающие виды
внизу - Байкал
прозрачный Байкал..
....

Сквозной проём в скале. Все туда залезли, конечно же )
 2.5. мыс Шунтэ-Левый или мыс Любви (как его называют местные). Мыс разделяется на две скалы, считается, что они обладают магической силой. Те, кто хотят, чтобы у них родился в семье мальчик - должны положить монетки на левую скалу, если же хотят девочку - то на правую.
....
2.6. пос. Узуры - здесь находится метеостанция и постоянно проживают всего 9 человек (ещё мы видели пару тяфкающих болонок или болонкоподобных собачек, не различаю этих мелких тяфкающий, если честно). Не думаю, что их жизнь можно назвать прям лёгкой, но место проживания  них очень красивое.
ходят кони к водопою..
...
 3. Смотровая площадка около Хужира. Высокая точка рядом с Хужиром. Тут поставили беседку, чтобы туристам было удобнее любоваться видами, которые здесь и правда замечательные. Это был бонус к нашей экскурсии на Хобой от Андрея, за что ему огромное спасибо! Вряд ли бы добрались до этого место самостоятельно.