четверг, 2 февраля 2012 г.

"Зеркало", А.А. Тарковский


Андрей Тарковский о своём фильме

  • «В „Зеркале“ мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениями с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга».
  • «Успех „Зеркала“ меня лишний раз убедил в правильности догадки, которую я связывал с проблемой важности личного эмоционального опыта при рассказе с экрана. Может быть, кино — самое личное искусство, самое интимное. Только интимная авторская правда в кино сложится для зрителя в убедительный аргумент при восприятии».

Про фильм А.Тарковского язык не поворачивается сказать нравится/не нравится. Он вне этого понятия. Вначале, столь непривычное для восприятия чередование настоящего, будущего и прошлого немного сбивают с толка, но потом привыкаешь к подобному "стилю". Отражение и накладывание образов из прошлого на образы будущего, образов настоящего на образах прошлого завораживает и озадачивает. Вроде бы, смысл понятен, но выразить его словами сложно. Наверно, Тарковский выбрал один из лучших способов передать его - с помощью кино, одними словами тут обойтись сложно. Но, несмотря на то, то после просмотра остаётся ощущение того, что ты что-то упустил, недопонял, появляется/сохраняется появляется чувство умиротворения и покоя. Возможно, потому что "ничего-ничего, всё обойдётся.. всё будет ха.."(с)

Единственно, что для меня осталось загадкой, это фраза Википедии в статье об "Антихристе" фон Триера: "Чтобы настроиться на нужный лад перед началом съёмок, Дефо и Генсбур посмотрели фильм «Зеркало» Андрея Тарковского" (с) Как, ну как мог фильм Тарковского, с его настроением, абсолютно непохожим на "Антихриста" помочь настроиться на нужный лад? Общее - природа, да есть, но ничего более. Хотя может я просто не заметила. Но для меня - это абсолютно разные и не сравнимые фильмы. 

Первые свидания

Свиданий наших каждое мгновенье,
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.

Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: "Будь благословенна!" -
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.

А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И - Боже правый! - ты была моя.

Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты  раскрыло
Свой новый смысл и означало: царь.

На свете все преобразилось, даже
Простые вещи - таз, кувшин, - когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.

Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы поднимались по реке,
И небо развернулось перед нами...

Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
1962 (с) Арсений Тарковский

Комментариев нет:

Отправить комментарий