пятница, 25 октября 2013 г.

Питер Хёг. Дети смотрителей слонов

Новый роман "написан от лица 14-летнего мальчика, сына священника с острова Финё - самого благополучного уголка Дании" (с).

Книга впечатляющая и достойная того, чтобы быть прочитанной, но при этом очень спокойная, несмотря на то, что одна из сюжетных линий детективная. "Дети смотрителей слонов" - ещё один пример того, что дети замечают и чувствуют намного больше, чем думают родители, а часто больше чем они сами чувствуют и замечают. Может быть, потому что взрослеют по каким-то причинам раньше, чем им положено, а может именно потому, что они дети. Ведь именно детям свойственно задавать неожиданные вопросы о том, что они видят, в то время, как их родители уже давно перестали обращать внимание на "всякие мелочи". А ведь не замечать слона бревна в собственном глазу - свойство, которым которым чаще страдают именно взрослые люди.


* Хочешь дружить со смотрителем слонов - убедись, что у тебя найдётся место для слона. Старая индийская пословица.

* ...пока ты остаёшься в комнате, ты заперт внутри, а пока ты заперт, ты не свободен.
Дверь, которую я стараюсь показать вам, не похожа на другие двери. Она не ведёт в новую комнату. Она даёт вам возможность выйти из здания.

* ... я хочу спросить, можете ли вы вспомнить какие-нибудь минуты вашей жизни, когда вы были счастливы. Не просто рады. Не просто довольны. А счастливы. полностью, на все сто процентов...
... Если вы вспомните хотя бы одно, или, лучше, несколько таких мгновений, то я прошу вас представить себе их. Это важно. Потому что именно в эти моменты дверь и приоткрывается.

* Когда вы познакомитесь с Конни, то поймёте, что бывают женщины, которые могут пробудить в мужчине самые исключительные качества - пусть даже им едва исполнилось шесть лет.

*В это мгновение мир совершенен. Нет ничего, что нуждалось бы в доработке, да и нет никого, кто мог бы это сделать, потому что людей нет, нет даже меня, всё заполняет радость. Но длится это совсем недолго, и скоро куда-то исчезнет.

* - "Двери не существует", - отвечает граф, - "Продолжайте стучать". 

* Конечно же, в тот вечер мы больше не приставали к матери и отцу -- мы же не садисты какие-нибудь. Но мы увидели то, что невозможно забыть. Мы увидели их внутреннего слона в натуральную величину. 

* Может быть, дело в атмосфере зала. Но внезапно я вижу слонов внутри всех этих людей. 
  Это красивые животные. Но с ними нелегко. За ними наверняка надо постоянно ухаживать. Одной еды только -- страшно подумать...

* ... она хочет отказаться от старинного гаитянского обычая называть детей слишком длинными именами, поэтому их маленькое сокровище будет носить короткое и звучное имя Клара Навуходоносор Флювия Пропелла Дуплезир Финё.

* И тут я чувствую, что присутствует ещё один гость, какой-то человек сел позади меня. Он кажется совершенно реальным, и я оборачиваюсь, но там никого нет, и тут я понимаю, что это одиночество.

* И ничего больше. Это может сделать каждый. Я ничего не меняю. Не пытаюсь отогнать одиночество. Я просто отпускаю его.
Оно начинает удаляться. Нет, это она начинает удаляться, и вот её уже нет.
Остаётся лишь то, что в каком-то смысле я сам. Но можно сказать, что это просто очень глубокое счастье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий