вторник, 17 июля 2012 г.

Дэниел Киз "Цветы для Элджернона" (роман, 1966 г.)

  Аннотация гласит: "Одно из самых человечных произведений". Прочитав роман, нельзя с этим не согласится. Думаю, чем больше людей бы прочитало "Цветы для Элджернона", тем больше была бы вероятность, что они были бы добрее и внимательнее к тем, кто рядом с ними. Потрясающее описание необычного мировосприятия одного не совсем обычного человека, Чарли Гордона. Чтение захватывает, иногда возникает ощущение, что герой сидит рядом, пишет свои отчёты, видишь маленького мальчика, который порой чувствовал больше, чем понимал, человека, который вдруг стал понимать больше, чем чувствовать. Даже не знаешь, что лучше.


+ Почему все твердят мне, что я становлюсь человеком? Я был человеком всегда, даже до того, как меня коснулся нож хирурга. 
Я -- человек. Я должен любить.


+ Передо мной висела дымовая завеса, а ты разок дунула -- и ее не стало. Простейшая идея. Доверяй себе. Раньше мне ничего подобного и в голову не прийти не могло.


+ Я -- личность, человек, мужчина, я не могу ограничивать себя книгами, кассетами и электронными лабиринтами. Вот ты сказала: "Посмотри на других женщин." А как, если я не знаю других женщин? Всё вокруг кричит о тебе. Я смотрю на страницу в книге и вижу в ней твоё лицо -- не размытое пятно из далёкого прошлого, а настоящее, живое лицо. Я прикасаюсь к нему, и оно исчезает... Тогда мне хочется разорвать книгу в клочья и вышвырнуть в окно!


+ Я учусь сдерживать обиду, быть терпеливее, ждать. Я расту. Каждый  день я узнаю о себе что-то новое, и воспоминания, начавшиеся с небольшой ряби, захлёстывают меня десятибалльным штормом.


+ - Знаешь, что мне не нравится в твоей идеальной квартире? Как художнику... Линии, вот что бесит меня! Они все прямые -- пол, стены, потолок, углы -- как в гробу. Единственный выход -- немного выпить. Тогда линии начинают изгибаться и извиваться и мир кажется мне лучше, чем он есть на самом деле. Мне не по себе, когда всё вокруг прямое и ровное. Ух! Живи я здесь, мне постоянно пришлось ходить бы под хмельком.


+ Фэй скомкала бумажку, послала Элджернону воздушный поцелуй и, прежде чем я успел что-либо сказать, выскочила в окно и скрылась из виду.
   Она ужасно привлекательна. Полна жизни и воображения. Голос, глаза -- всё располагает к себе. И живёт от меня всего-то через окно.


+ -... Скромный, смиренный Чарли, о котором вы только что вспоминали с такой ностальгией, терпеливо ждёт. Не скрою, мне многое нравится в нём, но только не скромность. Скромнику нечего делать в этом мире. 
 - Ты стал циником, -- сказал Немур. -- Гениальность убила в тебе веру в человечество. 
 - Это не совсем так, - тихо ответил я. -- До меня дошло, что чистый разум сам по себе ни черта не значит. В вашем университете разум, образование, знания - обожествляется. Но я знаю то, чего вы все не заметили: голые знания, не стоят и ломанного гроша. 
  Я взял один бокал мартини и продолжил проповедь:
 - Поймите меня правильно: разум -- величайшее приобретение человечества! И всё же слишком часто погоня за знаниями подменяет поиски любви. Я дошёл до этого совсем недавно. Предлагаю рабочую гипотезу: человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжёлое психическое заболевание.


+ - А вы тоже ждёте клиентов? Вам следовало бы сконструировать кушетку в форме парикмахерского кресла. Когда речь зайдёт о свободных ассоциациях, вам надо будет только откинуть кресло с пациентом назад, как парикмахеру, когда он собирается намылить жертву. Проходит пятьдесят минут, кресло возвращается в исходное положение, и вы вручаете бедняге зеркало, чтобы он мог как следует рассмотреть своё свежевыбритое "я".


+ Вселенная расширяется -- каждая частичка удаляется от другой, швыряя нас в тёмное и полное одиночества пространство, отрывая нас: ребёнка -- от матери, друг -- от друга, направляя каждого по собственной тропе к единственной цели -- смерти в одиночестве.
  Любовь -- противовес этому ужасу, любовь -- акт единения и сохранения.


P.S. Пожалуста скажыте профу Немуру штобы он не абижался когда люди смиюца над ним и тогда у нево будет много много друзей. Очень легко иметь друзей если раз ришаеш смияца над собой. Там где я буду жыть у меня будет много друзей.


P.S. пожалуста если с можите положите на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий